Религия в Bioshock Infinite
Внимание: Эта статья приоткрывает концовку и сюжет BioShock Infinite.
Моё вступление
Биошок Инфинит вышла давно и многими уже пройдена не раз, пройдены и оба эпизода дополнения "Морская могила", и кажется, история этой игровой вселенной закончилась. Но попытки разобраться в сюжете игры не заканчиваются. Всё было объяснено с точки зрения науки; мультивселенные, квантовые суперпозиции и разрывы пространства-времени, плазмиды-вигоры, и просто безумцы и невинные. Когда-то я сам попробовал объяснить сюжет двух игр (первой и третьей части) с позиции детской сказки и романтичной истории. Происходящее в игре можно объяснить и с точки зрения воспитания человеческих детенышей и взрослых дяденек, путем создания импринтинга.
Но оказывается, сюжет можно объяснить и с точки зрения религии. Предлагаю недословный перевод одной
Основное действие самой BioShock Infinite начинается и заканчивается сценой крещения.
Что интересно первый Биошок тоже начинается и вроде заканчивается сценой погружения или выныривания из воды, что как бы намекает на некое перерождение. Символично или самоповтор создателей?
В почти самом начале игры игрок проходит через некий обряд, некое подобие крещения. Одна из последних ключевых сцен включает утопление главного героя в реке. Образы воды, утопления и крещения используются снова и снова, начиная от прибытия главного героя и его входа в город, потом, в середине игры, в тот момент, когда Букер падает с Монумента и выныривает на пляже (что, правда, может быть просто совпадением), далее, в сцене утопления Комстока в чаше купели, и до смерти Соловья в водах города Rapture в конце игры.
Я лично склоняюсь к последнему. Я бы сказал, что BioShock Infinite может использоваться в качестве мощного христианского урока для показа истинного покаяния и искупления, а также иллюстрации природы и преобразующей силы благодати.
Отступление в сторону науки:
Одной из идей BioShock Infinite является "
1) Существует бесконечное или почти бесконечное число параллельных реальностей.
2) Большинство из этих реальностей очень похоже друг на друга, за исключением одного или двух измененных аспектов.
3) Наиболее распространенной причиной появления параллельной реальности является выбор человека (или субъекта). При этом создаются две реальности, по одной для каждого возможного выбора.
С точки зрения повествования, это означает, что каждый выбор, сделанный Букером, или который он, возможно, сделает, создает различные вселенные. BioShock Infinite рассказывает историю о том, что происходит, когда человек пытается вмешаться в жизнь своей альтернативной версии и ход событий другой вселенной.
В дополнение к разрывам, действующим в качестве одного из основных элементов геймплея, Инфинит использует теорию "множественности миров" в качестве самовыражения основного повествования. По существу, это позволяет персонажам изучить глубину последствия сделанного ими выбора, взвесить каждый из возможных результатов.
BioShock Infinite позволяет его героям сделать то, что большинству из нас не удастся когда-либо сделать: выбрать оба пути и сравнить их, сопоставить результаты выбора. Такая структура повествования позволяет игре послужить не только предметным уроком противоправных действий (или просто преступлений), но и изучить, как изменяются наши желания с нашими же проступками, основываясь на нашем отношении к искуплению и прощению.
Создатели Bioshock Infinite решили использовать беллетризированную версию резни в Вундед-Ни в качестве главного события в жизни Букера ДеВитта. Согласно информации, предоставленной в игре её создателями, шестнадцать лет назад, во время этой резни, Букер ДеВитт был солдатом 7-го кавалерийского полка. ДеВитт описывается, как человек, умеющий убивать, и который, опасаясь замечаний или выделиться среди своих белых товарищей, принял участие в этой бойне. И будучи убийцей женщин и детей, он скальпировал множество индейцев и сжег много типи с находящими еще внутри людьми.
Как и многие из тех, кто участвовал в резне при Вундед-Ни, ДеВитт был отмечен своими соратниками, как герой. Однако, глубоко внутри в душе, он почувствовал стыд и сожаление за свои действия, и стал искать отпущения грехов.
И вот, во время крещения на реке, пастор говорит Букеру, что с этого момента, он станет новым человеком, и все его прошлые грехи будут "смыты".
(В конце игры, BioShock Infinite, нам открывают истинную личность главного антагониста игры, Захарии Комстока. Это происходит через ряд событий, которые неоднозначны, чтобы рассказывать о них здесь. Мы обнаруживаем, что Захария Комсток, на самом деле, является альтернативной версией главного героя игры, Букера ДеВитта.)
Начало расхождений между ДеВиттом и Комстоком:
В одной временной линии, Букер ДеВитт принимает крещение. Он выбирает новое имя, Захария Комсток. Он забывает чувство вины и стыда, что чувствовал, и полностью принимает похвалу своих современников, приняв свое участие в бою при Вундед-Ни, как действия военного героя. После ряда запутанных событий, он становится поглощенным манией величия религиозным и политическим лидером летающего в облаках города, под названием Колумбия.
Однако по меркам христианской церкви крещение Комстока является ложью.
Крещение является одним из основных таинств христианства, с момента появления этой религии. Неважно с окроплением несколькими каплями воды или полным погружением, крещение является символом "отмытия" от греха и возрождения к новой жизни. Иными словами, крещение является актом покаяния, посредством которого грехи человека (крещенного) будут прощены.
Но оно не является "отпущением грехов, освобождением от них".
Понятия покаяния и прощения часто понимаются неправильно. В качестве примера покаяния, католический обряд исповеди ничего не значит без искренней скорби и цели исправления.
Другими словами, признание вины не является действенным только потому, что оно сделано из искреннего сожаления за свои предыдущие проступки, но только с истинным желанием изменить свою жизнь и искупить нанесенный вред. Что касается «прощения», Оксфордский словарь английского языка определяет "прощение" как "предоставление помилования и отказ от всех претензий к урону от совершения какого-либо преступления, или от долга". Вот почему мы используем слово "прощение", не только чтобы оставить прошлые обиды, но и чтобы забыть долги прошлого.
Так же, как можете простить кому-то денежный долг, вы также можете «простить» ему какие-либо проступки и не требовать возмещения ущерба от прошлых обид.
Крещение Захарии Комстока не означает ни одно из этих объяснений. Вместо того печалиться из-за его прошлых грехов и переродиться, он просто сменил гнев и пьянство на гордость и тщеславие, о чем свидетельствует культура поклонения героям Вундед-Ни, что он культивирует на Колумбии.
Матвей 7:16 утверждает: «По их плодам вы узнаете их». Плодами Закари Комсток, о чем свидетельствует культура нации, которую он основал, являются лицемерие, страх, ненависть и экстремизм.
Это событие, ложное крещение, приводит в действие всю серию трагедий, происходящих с персонажами в этой игре.
Мера вины Девитта:
В другой линии, Букер ДеВитт отказывается от крещения. Он считает, что его грехи слишком велики, чтобы простить их, и отказывается верить, что простой акт окропления водой может отпустить грехи. Он становится пьяницей, пристрастился к азартным играм и окунается в депрессию, одиночество и злобу. Вместо того чтобы искать покаяние и прощения за свои грехи, он выбирает метод обезболивания боли и чувства вины, что он чувствует, через эти пороки.
Это правда, что грехи такого масштаба не могут быть прощены простым "погружением в реку". С другой стороны, крещение никогда не рассматривается только как водная процедура, но и как символ снисхождения божественной благодати во время крещения.
Идеей божественной благодати является то, что высшая сила может действовать непосредственно на людей для исцеления их ран, вдохновения на хорошие поступки, и чтобы дать силы вытерпеть трудности. Ключом к христианскому пониманию благодати является идея, что спасение это не получение заработанного, а есть дар. Прощение грехов приходит не через хорошие действия для получения прощения, а предоставляется в виде незаслуженного дара вышестоящей власти. В качестве типичного примера "прощения" можно привести помилование, предоставляемое правительством преступнику: прошлые прегрешения преступника остаются и не забываются, но правительство лишается всех прав наказать нарушителя закона.
Другими словами, величина грехов, совершенных Букером ДеВиттом не имеет отношения к возможному покаянию и прощению. Кроме искреннего акта покаяния, требуется, чтобы высшие силы наложили на него благодать. Отказ ДеВитта от этой высшей силы, отказ от крещения приводит к тому, что он начинает тонуть в море вины и стыда, что, в конечном счете, приводит к неверным решениям, которые позволяют Захарии Комстоку осуществить свой план.
Завязка:
Когда Захария Комсток (оказавшийся бесплодным и преждевременно состарившимся в результате воздействия машины, создающей разрывы в пространственно-временном континууме) понимает, что он уже не может иметь наследника его "царства", и что скоро уйдет из этого бренного мира, он заключает сделку с Букером ДеВиттом по покупке его дочери, и делает ее своей наследницей. Поскольку Анна ДеВитт, фактически, его собственная плоть и кровь, то это делает ее действительной наследницей.
После кучи временных путешествий и махинаций, проделанных Лютесами, Букер ДеВитт совершает путешествие в Колумбию, встречает свою дочь (переименованную в Элизабет и обладающей мистической силой), и убивает множество людей.
С его прибытием на Колумбию, на ней вспыхивает война, (а может и раньше, просто с его появлением она разгорается сильнее). Ужасы и зверства обрушиваются на невинных и простых людей. На протяжении всего этого, несмотря на предоставленные неопровержимые доказательства, Букер ДеВитт отказывается признать или верить тому, что постепенно становится все более и более очевидным: что он и Захария Комсток имеют глубокую связь друг с другом. Он заходит так далеко, что жестоко убивает Захарию Комстока, когда тот намекает на истинную природу отношений между ними.
В конце концов, он и Элизабет, в конечном итоге, оказываются в Море миров, соединяющем различные вселенные. Мы получаем некоторое объяснение о том, что есть мультивселенная и другие миры, а затем... мы оказываемся в речных водах.
Возвращаемся туда, где все началось.
Прерывание круга грехов и искупление:
Когда мы доходим до конца нашей истории, мы сталкиваемся с двумя разными людьми. Это Букер ДеВитт: раскаявшийся, но нежелающий принимать прощение. Захария Комсток: внешне прощенный, но не раскаивающийся. Пока ДеВитт не отложит свои прошлые обиды, он никогда не вытянет себя из своего добровольного ада. Пока Захария Комсток отказывается признать свои прошлые обиды, он будет ничего другим, кроме монстра.
"Он Захария Комсток".
"Он Букер ДеВитт".
"Нет. Я – это они оба".
Именно в тот момент, когда ДеВитт принимает прощение и раскаивается, он погружается в воду. Хотя он и борется, многочисленные Элизабет удерживают его под водой, при этом образы различных Элизабет исчезают один за другим, пока мы не видим черноту.
Образность крещения здесь очевидна, но, с другой стороны, видно, что вся борьба и лишения Букера ДеВитта на протяжении BioShock Infinite служат только для того, чтобы вернуть его к этой точке, где он может отмести все обиды на мир, которые он заимел. Но, в конце концов, это Элизабет, а не Букер, стирает Захарию Комстока из существования.
Так выходит, что эту роль берет на себя Элизабет.
Или, если смотреть с другой трансцендентной стороны: потребовалось существо с великой силой и мудростью, родившееся от человеческого отца и матери, чтобы разорвать порочный круг боли и вреда, который поглотил не только жизни Захарии Комстока и Букера ДеВитта, но и весь мир.
Сцена на берегу реки это ещё не конец BioShock Infinite. Игра заканчивается тем, что Букер возвращается к себе в квартиру и слышит крик своей малолетней дочери. У него есть шанс, сделать выбор еще раз. Скорее всего, другой выбор для того, чтобы создать новую вселенную, в которой нет ни Захарии Комстока с его манией величия, ни Букера ДеВитта со своим мучительным существованием.
Некоторый вывод автора:
Сможет ли он сделать лучший выбор? Станет ли его жизнь и Элизабет лучше? Мы не знаем. Как и в реальной жизни, крещение и спасение не обязательно означают, что всё изменится. Сложно изменить свой предначертанный путь, и многие христиане (и нехристиане) закончили тем, что снова впали в грех и правонарушения. Разница, однако, в том, что у Букера теперь есть шанс отмести обиды, что он сотворил.
Это само по себе является мощной аллегорией на то, что для христиан означает крещение: второй шанс, незаслуженный грешниками, но подаренный Богом, чтобы исправиться, сделать все правильно, без нанесения вреда виной за прошлые действия, и поддержка и облеченность благодатью Божией.
В этом свете, Букер ДеВитт и Захария Комсток представляют различные аспекты грешника: ДеВитт это грешник кающийся, в то время как Комсток – грешник нераскаявшийся. Грех создает цикл боли и смерти, что не может быть разрушен любым пойманным в него.
В конце концов, Букер принимает воздействие и вмешательство высшей силы, чтобы изменить мир. Это не требует отмены вреда, нанесенного в прошлом Букером ДеВиттом. Ему не нужно, возвращаться назад во времени, чтобы отменить резню при Вундед-Ни. Все, что он должен сделать, это показать искреннее желание измениться и сдаться на милость этой высшей власти.
Всё остальное сделает вода.
Окончание:
Это единственный способ, объяснения фактов, замысла сюжета BioShock Infinite? Конечно, нет. Теории относительно того что утопление Элизабет Букера в реке имеет квантово-механический эффект, и что этим разрушены возможности появления Захарии Комстока предлагают другой, светский подход. С другой стороны, я не верю, что использование христианской образности и церковного таинства случайно. Раз уж на то пошло, являются ли повторяющиеся темы сцены прощения и искупления, или ненависти основанными на образе насилии или историческом ревизионизме в начале 20-го века Америки.
Соединенные Штаты, как нация, часто боролась с тем, что её существование в современном виде построено на базе невыразимых жестокостей, обрушившейся бесправности и маргинализации некоторых людей. Сама земля, на которой созданы Соединенные Штаты, была захвачена, во многих случаях принудительно и жестко у коренных американцев, которые прежде жили на ней. Экономика всего американского Юга была основана на рабском труде. Продвижение в Калифорнию и на Западное побережье стало возможным только с помощью железной дороги, построенной трудом китайских эмигрантов.
У американцев есть выбор, как рассматривать свою историю. Мы можем эгоистично замалчивать жестокость и правонарушения, пытаясь сохранить представление Америки, как страны больших возможностей. С другой стороны, чудовищность совершенной жестокости, эксплуатации и насилия, делает возмещение практически невозможным.
Возможно, ответ лежит где-то посередине.
Это было про религиозную подоплеку основной части Инфинит, теперь настало время подумать о том, что же несут в плане религиозных символов два эпизода "Морской Могилы".
В них всё вроде бы проще, религии меньше, больше... мистицизма и натянутых предположений.
Во втором эпизоде обнаруживается, что погибает и Элизабет. Она жертвует собой, и своей смертью разрывает, казалось бы, непрерывный круг вины и грехов. Она гибнет, но при этом появляется другая Анна-Элизабет, которая завершает начатое своей предшественницей.
В невидимом советчике Элизабет, Букер это или нет непонятно, есть нечто мистическое.
Если отбросить научное объяснение насчет наложения альтернативных версий одного и того же человека из разных вселенных и квантовой дисфункции, то оставшуюся Элизабет и её советчика можно принять его за добрых ангелов, голосов совести. Или неких неуспокоенных духов.
Прибыла ли Элизабет как ради искупления грехов ДеВитта и его совершенных преступлений, так и гордыни Райана?? Ведь построив Восторг, Эндрю Райан возопомнил себя нечто вроде местного бога.
Тогда интересно, какую роль сыграли близнецы Лютес? Были ли это ангелы или демоны? Или просто запутавшиеся люди, преследующие свои цели.
Игра пройдена, но вопросы остаются.